История Buggy Bertel

Газета "Молодёжный курьер" 19 июня 2009 г. Гродно
автор Анастасия
 
В своё время американский писатель Марк Твен, известный как журналист и сатирик,  насмешливо назвал американцев людьми, которые делают что-либо лишь потому, что так ещё не делали раньше. Увы, популярное сегодня реалити - шоу «Американский  чоппер», транслируемое каналом Discovery, полностью оправдывает такое определение. Казалось бы, что может быть удивительней: на  глазах миллионов телезрителей создаются самые оригинальные, потрясающие модели байков! Таких мотоциклов нет ни у кого на планете! Знали бы разработчики  этого дорогостоящего телепроекта, что в тихом белорусском городе Гродно живут трое талантливых парней, далеко не миллионеров, которые в старом гараже, отапливаемом дровами, собирают  не менее гениальные вещи. Собирают уже давно, сами для себя - из любви к технике…
 
 

Багги это спортивно-туристический автомобиль. Впервые появились в 50-е годы прошлого века в США. Сначала это были обычные легковые автомобили, непригодные для нормальной эксплуатации. Отличались изношенным, но экстравагантным внешним видом без дверей, крыльев, а иногда и вовсе без кузова. В 70-х годах первые багги появились и в СССР. В них угадывались все те  же легковые автомобили ГАЗ-69, « Запорожец», «Москвич», «Жигули» — только с упрощенными кузовами..

Именно им принадлежит сегодня уникальная модель автомобиля багги,  модернизация которой завершилась в 2008 году. При взгляде на это творение не сразу верится, что  создана она тремя парами рук.
 
История эта берёт своё начало ещё в  далёких 80-х годах, когда добрые друзья Сергей, Андрей и Александр, тогда ещё советские младшеклассники, неразлучные  и до сих пор, предпочли глупым  дворовым забавам, а позже пиву и сигаретам, самообразование и экспериментаторскую деятельность. Сегодня они взрослые люди, у каждого из них своя семья, дети.

 

Все начиналось с кровати на колёсах…

 

 " В школе учитель физики  не переставал удивляться моим успехам в учёбе, а ребята смеялись, что, мол, пятиклассник не уступает в знаниях преподавателю. По этому предмету у меня всегда была крепкая пятёрка!"- говорит Сергей, один из создателей багги.
 
 
- «К этому времени мы  с другом  уже в полной мере владели не только теорией по физике и механике, но и обладали достаточно богатым практическим опытом. А однажды даже, начитавшись Большой Советской энциклопедии, сами изготовили нитроглицерин. Но эта жидкость нас тогда сильно напугала! (смеется)

Времена тогда  были дефицитные, товаров не хватало - их было до обидного мало, да и оригинальностью они не отличались. И  советский ребёнок мог только мечтать о чем-то хоть отдалённо напоминающем современный мотороллер. К счастью, мы не только мечтали - мы ещё и воплощали  свои фантазии. Первым нашим изобретением была  трехколёсная кровать. Её история очень простая...  На старой свалке около воинской  части в Лососно  стоял разломанный трактор гусеничный. И вот  я, пару раз прогуляв уроки, открутил в этом тракторе мотор-пускач.  Затем разобрал этот двигатель на части, так как весил он килограммов двадцать, и кое-как приволок во двор. Там с Сашей  мы положили его на обычные силикатные блоки и  забавлялись. Заводили его всё время.  А мотор этот по блокам скачет, трещит, гудит, готов взлететь как будто. Как на нас соседи кричали! А потом нам захотелось, чтоб на этом двигателе что-нибудь ещё и ехало. В том же овраге нашли солдатскую кровать. Сетку из неё выбросили, а раму оставили. Дно забили досками, из посылочных ящиков сделали сидения. Колеса было всего три- два от старого разломанного мопеда, а третье - от велосипеда. Добавили ещё некоторые элементы.  Вот и получилась такая телега. (смеётся) Как приятно сейчас об этом вспоминать! Вся улица выходила посмотреть!

 Из велосипедов делали мопеды...Помню, в детский велосипед свой , такой, который на надувных колёсах, поставил мотор. Потом  и  в велосипед "Школьник" тоже, так он у меня ещё и настоящие мотороллеры ребят- старшеклассников обгонять умудрялся! Но я всё же  решил выпросить у деда денег на настоящий  мопед, именно у деда, потому что родители не дали бы. Сосед как раз за 50 рублей продавал. А дед велел для начала показать, что за техника такая. Глянул на неё и говорит: “ Ерунда это все! Ломота! Град!»  Помню, именно так он и сказал ( смеется). Ну я тогда, конечно, сильно обиделся...  Для меня этот мопед был просто

совершенством, мечтой. Очень обиделся. А дед через пару дней снял деньги с книжки да и купил мне новенький мопед за 115 рублей! Жизнь для меня стала сказкой! Как во сне. Ну а  через год-два, доплатив  еще 100 рублей,  я обменял этот мопед на мотоколяску (инвалидку). Так что в пятом классе у меня уже была моя первая машина...

 
 

“ В шестом классе на  урок природоведения я приехал на машине”

Я, когда в школе за партой сидел, все думал: “ Скорее бы домой, хочу ещё что-нибудь смастерить”. Однажды, помню, я на этом своём автомобиле приехал на практическое занятие по природоведению. В лес. Так уж вышло, что жил рядом. Внимание одноклассников сразу на меня перекинулось - катать я их стал. А учитель за нами по полю носился, ключи пытался отобрать...Понятное дело, что урок я ему сорвал тогда ( улыбается). Примерно тогда и родилась идея создания багги. В журнале “ Моделист-конструктор”, мне его отец выписывал, очень полноценно описывалось, как из инвалидной мотоколяски сделать автомобиль багги. Оттуда мы и почерпнули ,что, например, подвеска и вообще вся ходовая часть инвалидок используется для создания спортивных моделей багги. Кузов сняли, оставили только раму, колёса и сидения. И на такой вот  самоделке  и носились.                                                                                             
Называли её “ Смоковозом”, так как у Саши, нашего конструктора, который является им и сегодня , кличка была Змей, по-польски Смок. Вот мы в шутку нашу машину и прозвали так…Помню, мы на ней с одноклассниками моими даже от пограничников  убегали возле Юбилейного озера, да так, что у нас одно  колесо отвалилось.
 
 

А потом я пошёл в училище. Армия.  Мы  продали наш “ Смоковоз” моему одногруппнику, сыну военного.  В один из дней он увёз нашу  первую багги на огромной грузовой машине…

 

Замучила ностальгия…

 

 Из армии вернулся, стал жизнь налаживать, о будущем думать...И вдруг однажды попалась мне на глаза битая инвалидка, только уже  новой модели. И всё- напала тоска. Ностальгия  о багги замучила. (смеется). Нашли хозяина, купили эту мотоколяску - и опять взялись за техническое творчество. Опять превратили её в багги. 
 
 
 
Немного поносились на ней... А  тут 90-е  годы пришли как раз. Куча дел. Времени нет. Я создавал свою фирму... Словом, с года 1988-го до 2005-го багги простояла без дела.  Почти двадцать лет. Нет, автомобиль был на ходу, только немного заржавел... :)
 
 
В это время я уже увлёкся японскими мотоциклами, байкерством...И тут- загорелось! За одну ночь мы её покрасили, оклеили пластиком и отправились на Байк-Фестиваль Брест -2005.
 
 
Это уже после  слета слабый мотор от советского “Ижа”,  был заменён японским. Число лошадиных сил из 18 выросло до 146- скорость автомобиля от этого увеличилась в три раза. Багги получила поразительные ходовые качества, сравнимые со спортбайком. Вслед за мотором почти полностью сменили и конструкцию. На это ушло 3 года.

Странно, только сейчас замечаю, что во всей этой долгой истории наблюдается движение по спирали     (смеётся) Что ж.. Наверное, так должно было быть.”

 

 

 

 

Сегодня  созданная гродненцами модель имеет прекрасные технические характеристики и интересный внешний вид .  В багги установлен четырехцилиндровый двигатель от шоссейного мотоцикла Yamaha FZR-1000 мощностью 146 лошадиных сил, что даёт возможность развивать скорость более 200 км/ч. Багги является частой гостьей белорусских байкерских фестивалей и уже успела заявить о себе в кругах авто- и мотолюбителей. На продажу это детище, конечно, не выставляется, несмотря на то, что  восторженные покупатели предлагают за неё немалые деньги. “ Этот образец продавать не станем. Он у нас  экспериментальный.  Продали уже однажды. Да и как можно продать 20 лет своей жизни?"- делает выводы мой собеседник.-" Хотя, правда, вскоре мы планируем приступить к работе над одноместным образцом, более спортивной ориентации, а быть может,  вообще создадим детскую модель!  Желания и энергии в нас полно, осталось найти немного денег и времени. Ведь идею, как говорят,  убить  невозможно."
 
 
                                                                                                   
 
Технические характеристики:
 

Число мест:              2  (спортивные сиденья с 4-х точечными ремнями безопасности)

Двигатель:                Yamaha FZR-1000, 4 цил., 1000 см.куб., 5 ст. КПП, жидк. охлажден.,  146 л.с.

Подвеска:                  Настраиваемая по жёсткости и высоте, продольные рачаги, 

                                       торсионно-пружинная с газомаслянными аммортизаторами.

Скорость:                  более 200 км/ч, разгон 0-100  - 4 сек.

Расход  топлива:   5-10 л/100 км.

 
                                                                                Газета "Молодёжный курьер" 19 июня 2009 г. Гродно
                                                                                                                                                         автор Анастасия
Rambler's Top100